-
Каталог лагерей для детского и семейного отдыха
Более 1040 лагерей, из более чем 30 стран, более 190 предложений путевок со скидкой, полезные статьи и удобный поиск.
-
Каталог образовательных учреждений и развивающих центров в Москве
ВУЗы, ССУЗы, Школы, Детские сады, Подготовительные курсы, Центры дополнительного образования
Профориентация.
Выбор пути с помощью компьютерного теста или специалиста-психолога.
«У меня очень интересная работа»
Дмитрий Анатольевич Медведев
По статистике более 90% людей страдают от жестокого чувства нереализованности.
Большая часть нереализовавшихся людей никогда не пользовалась услугами специалиста по индивидуальной профориентации. По всей видимости, в России эта область исследования человеческого потенциала ещё недостаточно популярна. При этом повсюду можно встретить названия: «Профкарьера» и «Профориентация»… Сейчас это модно и, безусловно, актуально. Но работа подобных центров, главным образом, заключается в компьютерной диагностике личности. Низкая стоимость таких услуг заманчива, но обрадует ли результат?
Профориентация — это более широкое исследование, чем просто тестирование, что требует и времени, и усилий, и затрат. А значит, нужен индивидуальный подход, некая серьезная методика. В настоящее время есть 2 подобные методики, основанные на тестах: методика А.Г.Шмелева * и Методика Е.А. Климова**.
Компьютерные диагностики хороши своей оперативностью, но несколько теряют в своём качестве.. Количество профессий, а тем более жизненных путей, велико, а тесты по профориентации лишь примерно указывают область деятельности. У каждого человека неповторимы не только отпечатки пальцев, но и радужки глаз, и оттенки голоса... Столь же неповторим и его путь. А распознать глубину души человеческой не один компьютер пока не в силах…
А потому мы считаем, что наиболее правильным подходом к исследованию выбора будущей профессии будет личное общение со специалистом психологом в форме индивидуальных консультаций или групповых тренингов.
Подобные тренинги Профориентации проводятся в некоторых тренинговых центрах и современных авторских детских лагерях (например, в детском творческом лагере “Созвездия”). Тренинг профориентации для подростков с названием «Кем хочу быть и Кем могу стать» погружает участников в атмосферу честного общения в первую очередь с самим собой.
На тренинге мы не принимаем за подростка решение, какая профессия ближе и не навязываем “классные и полезные” профессии. Тренеры и коучи поддерживают участников в их осознанном выборе, делятся секретами, как возможно понять, в какой профессиональной сфере будешь не только успешным, но и счастливым человеком.
Цель тренинга:
Сориентировать подростков (участников) в выборе профессии через осознание ими своих явных и скрытых интересов (запросов) в профессиональном развитии.
Программа тренинга построена на коуч-методиках и позволяет проработать ключевые моменты при выборе профессии:
* Истинные желания
* Скрытые выгоды и интересы
* Мотивацию
* Способности и ресурсы
Результат:
* Каждый подросток выберет направление своего профессионального развития
* Определит свои сильные стороны, на которые можно опереться, и зоны роста, которые нужно усиливать
* Построит конкретный план действий для достижения своих профессиональных целей
По окончанию тренинга в течении пары дней родители получают небольшую телефонную консультацию с итогами тренинга, советы в чем помочь своему ребенку, в том числе в выполнении домашнего задания.
Затем при необходимости родители вместе с ребенком могут получить личную индивидуальную консультацию со специалистом и проработать дополнительные волнующие вопросы.
Тренинг “Профориетация” проводится в группах. Возраст детей от 14 лет. Продолжительность тренинга 4 часа (один день) или 6 часов (по 3 часа 2 дня).
Итоги первых нескольких тренингов показали, что все-таки наши детки еще остаются Мечтателями….Практически все ребята выражают большое желание иметь большие деньги , интересную работу. Некоторым необходима признание и слава , стать известным и раздавать автографы…..Все это конечно естественно и нет ничего в этом плохого… Но…на тренинге мы подняли вопрос , а готов ли ты стать летчиком , зарабатывать больше 200 тыс руб, но для этого освоить в совершенстве 2 языка? Или cтать вторым Аршавиным -тренироваться как Он? и знаешь ли ты все плюсы и минусы этой профессии?
К сожалению, наши дети многие “ витают в облаках” и наша задача вместе с родителями объяснить ребенку его реальные возможности и то, что в жизни будет не все так легко доставаться! А главное это желание побудить ребенка к реальным действиям.
Многие ребята получили рекомендации психолога как заставить себя довести дело до конца , выполнять домашние задания, приобрести такое качество как собранность ,уверенность в себе…
Также на тренингах мы стараемся донести до участников, что образование - это неотъемлемая часть профессионального роста (развития). И оно необходимо, чтобы стать профессионалом в конкретной области.
Однако, профобразование - это база для начала пути. В дальнейшем можно строить карьеру, основываясь на этих знаниях. Можно выбрать смежные профессии. Можно совмещать проф-выбор с хобби. Жизнь полна возможностей и в дальнейшем нам всем приходится в течение жизни учиться.
Мы, родители , очень хотим ,чтобы ребенок при выборе профессии сделал правильный выбор, с удовольствием учился в ВУЗе , и потом смог по своей специальности найти любимую работу ,а не ненавидеть понедельники и с радостью ждать приближения пятницы…..
Можно с уверенностью сказать , что правильный выбор будущей профессии определяет судьбу человека ,либо ломает его. Этот вопрос очень серьезный и важный!
Давайте нашим детям поможем с ВЫБОРОМ!
____________________
* Методика Шмелева
Шмелев Александр Георгиевич — доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», автор свыше двухсот научных публикаций, автор-разработчик программно-методических продуктов, создатель Интернет-портала информационной поддержки Единого госэкзамена. При прохождении профориентации в его центре используется компьютерный диагностический комплекс «профориентатор».
Комплекс позволяет оценить интересы, личностные качества и способности учащегося, поэтому включает в себя три блока. Первый блок диагностирует сферу интересов. Второй представляет собой задания на оценку уровней развития различных способностей. И наконец, третий блок ориентирован на выявление личностных особенностей. На выполнение всех заданий уходит в среднем около часа.
В результат тестирования входят списки максимально подходящих профессий, индивидуальный графический профиль, перечни вступительных экзаменов в форме ЕГЭ для рекомендуемых специальностей, а также информация по тренинговым программам, которые неплохо было бы пройти.
** Методика Е.А. Климова
Эта методика профориентации на данный момент является самым распространенным способом определить склонность человека к тому или иному роду занятий. Испытуемому предлагают двадцать пар утверждений, из каждой можно выбрать только один. Варианты «не знаю» или «ни одно» отсутствуют.
По итогам опросника выявляется склонность испытуемого к одному из пяти типов профессий Человек-Природа, Человек-Человек, Человек-Художественный образ, Человек-Техника или Человек-Знак.
Основным достоинством методики является простота – опросник может применяться как индивидуально, так и для групп до 20 человек. Обработка результатов проста настолько, что выполняется самими испытуемыми сразу после теста. Расшифровки особой не требуется.
Недостатки: Во-первых, сам размер опросника. Двадцать вопросов – слишком мало для того, чтобы всесторонне оценить качества характера и выявить склонности испытуемого.
Во-вторых, фиксированные пары утверждений сковывают сознание испытуемого – из двух вариантов зачастую выбирают не самый привлекательный, а наименее отвратительный.
Тем не менее, в Москве еще можно увидеть профориентационные центры, базирующие свои исследования на методике Климова. Достоинство их, впрочем, весьма сомнительное – дешевизна прохождения профориентации и скоротечность процедуры (около часа).