Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе.
При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей).
Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса.
Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части:
Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье).
Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества.
Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы).
При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.
Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера.
Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики.
Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма.
Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту.
После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.